Минскому стадиону "Динамо" - 86 лет!

Новости

  • 2020-06-12 12:29

Национальный олимпийский стадион «Динамо» – многофункциональная арена мирового уровня.

21 июня 2018 года стадиону присвоен Сертификат Всемирной легкоатлетической ассоциации первой категории.

В октябре 2018 столичная арена получила высшую, четвертую категорию Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА).

Торжественная церемония открытия стадиона "Динамо" состоялась 12 июня 1934 года. Эта дата считается Днем рождения арены.

С тех пор легендарный менял свой облик 5 раз: 1937-1939, 1946-1954, 1978-1980,1999, 2012-2018.

Открытие стадиона после самой масштабной, пятой реконструкции, состоялось 21 июня 2018 года.

1934. НАЧАЛО

В 1923 г. по инициативе Ф.Э. Дзержинского в СССР были созданы два общества "Динамо": спортивно-стрелковое и физкультурно-спортивное. Принадлежали эти общества органам внутренних дел. "Белорусское пролетарское спортивное общество "Динамо" было организовано в марте 1925 года, а его отделения были созданы во всех окружных городах Беларуси. В то время в молодой советской стране повсеместно возводились спортивные сооружения.

Идея строительства стадиона в Минске исходила от руководителей ОГПУ (Объединенного главного политического управления). Решено было строить его в центре города, недалеко от вокзала – на территории старейшего в Минске еврейского кладбища.

Торжественное открытие стадиона "Динамо" состоялось 12 июня 1934 г. Для минчан это было важное событие. Каждый член всесоюзного физкультурно-спортивного общества "Динамо" отработал на стройке 100 часов! "Динамовцами" были сотрудники ОГПУ (милиционеры, пограничники и чекисты), а также тысячи простых горожан, увлекающихся спортом. Причем главным видом был футбол. Минской дружине "Динамо" нужна была своя арена. Поэтому труд во благо родной команды считался делом чести и многие перевыполнили план.

Вскоре выяснилось, что для столицы стадион маловат. Первозданная вместимость арены под открытым небом составляла 10 тысяч человек. А болельщиков на игры с участием любимой команды приходило куда больше. В этой связи в 1937 году началась первая реконструкция.

РЕКОНСТРУКЦИИ

1937-1939

Десятитысячные трибуны перестали вмещать всех желающих. И их решили расширить. Так на "Динамо" появились дополнительные трибуны, и его вместимость выросла до 12 тысяч.

1946-1954 

Во время Великой Отечественной войны стадион «Динамо» разбомбили. Сохранились лишь остатки трибун.

Из архивных документов мы знаем: "24 и 25 июня 1941 года вражеские эскадрильи во время налета фугасными и зажигательными бомбами подожгли стадион. А также склады магазина спортивного общества "Динамо". Во время пожара все материальные ценности общества были полностью уничтожены. Нанесен ущерб на 70 000 советских рублей".

Было принято решение построить стадион заново. За основу взяли проект академика-архитектора Н. Колли (в разработке проекта принимал участие коллектив арх. Н. Колли, В. Вольфензон, Н. Шмидт, М. Парусников, С. Сатунц, Е. Шаркова).

После разбора завалов зрительскую трибуну оборудовали на естественном склоне холма. Благодаря этому большой футбол вернулся на арену в день рождения стадиона – 12 июня 1948 г.

Время было тяжелое, поэтому реконструкция длилась еще 6 лет. Закончилась при Хрущеве.

На "Динамо" появились фасад в римском стиле и знаменитая арка с колоннами на центральном входе, сооруженная по проекту М. Барща. Все поле окружили трибуной. Вместимость снова увеличилась, причем существенно – до 35 тысяч мест.

1978-1980 

Спустя четверть века, когда линию партии и правительства уже олицетворял Леонид Ильич, стадион морально устарел. Отчетливо понять это помогла Олимпиада-1980, которая проходила в Москве, но несколько футбольных матчей доверили Минску. Игры обязывали ко многому, потому после реконструкции "Динамо" обновился грандиозно.

В ходе преобразований над западной трибуной возвели второй ярус, так называемый козырек. Под трибунами разместились залы для спортивных игр, борьбы, бокса, помещение для допинг-контроля, комнаты для прессы, появились комментаторские кабины.

Также были установлены гигантские мачты освещения и новое  (венгерского производства) электронное табло. Вместимость стадиона возросла до 50 050 человек.

Новым элементом стала монументальная композиция "Бег". Ее автор – известный белорусский архитектор и скульптор Валентин Занкович. Фигуры спортсменов, парящих в воздухе, украсили лестничный пролет у входа со стороны улицы Ульяновской.

20 июля 1980 года в Минске произошло грандиозное событие – зажжение олимпийского огня. Для него была оборудована специальная чаша, видимая отовсюду. Право зажечь огонь предоставили знаменитому советскому спортсмену Александру Медведю. Затем в жаркой схватке матча-открытия сошлись игроки Алжира и Сирии.

С 21-27 июля 1980 года на арене состоялись 7 матчей олимпийского футбольного турнира, в том числе первый четвертьфинал.

1999

К концу 20-го века деревянные скамейки на футбольных стадионах окончательно стали архаикой. В 1999 году, согласно веяниям моды и велениям международных стандартов, на "Динамо" были установлены пластиковые сиденья. За это удобство арене пришлось заплатить вместительностью. Наблюдать за матчами с трибун могли лишь 34 тысячи болельщиков вместо прежних 50 тысяч.

Козырек над западной трибуной тем временем обветшал, и вскоре на него перестали пускать зрителей.

2012-2018 

Сейчас в облике Национального олимпийского стадиона "Динамо" соединяются история и современность. Сохранены самые узнаваемые элементы послевоенного времени: входная арка со стороны улицы Кирова, скульптура "Бег", исторический фасад вдоль улицы Ульяновской, чаша олимпийского огня. Остальные элементы созданы заново с использованием современных технологий и материалов.

Масштабная реконструкция стадиона началась в 2012 году. Обновленную арену изначально планировали открыть в 2014-м, однако сроки сдачи переносились несколько раз. Работы осложнялись в том числе задачей сохранить аркаду вдоль улицы Ульяновской. Приходилось вести строительство новых трибун вплотную к историческому фасаду и использовать для его укрепления опорный металлический каркас.

Иной облик стадиону придала крыша, которая накрывает более 75% зрительских мест. Под крышей установлены современные звуковые системы и видеонаблюдения. Чаша олимпийского огня была перенесена из центральной части трибун за правые ворота.

Изменилась система освещения "Динамо". Вместо старых матч установлены четыре новые, под навесом прикреплены дополнительные осветительные светодиодные приборы. Всего на освещение арены используется около 400 прожекторов.

Однако главные изменения "Динамо" произошли внутри спортивного ядра. Стадион, на котором предусмотрены секторы для прыжков в длину, высоту, с шестом и тройного прыжка, для толкания ядра, метания копья, диска и молота, теперь способен принимать легкоатлетические соревнования самого высокого уровня.

Кроме секторов для метаний и прыжков, специалисты отмечают и беговое покрытие на "Динамо". По заявленным характеристикам, оно соответствует всем требованиям Всемирной легкоатлетической ассоциации.

Впервые в нашей республике на "Динамо" внедрили систему "старт-финиш", которая позволяет за считанные секунды фиксировать фальстарт, фотофиниш, измерять точное расстояние, на которое улетел снаряд в состязаниях по метанию. Причем на обработку данных уходит всего несколько секунд.

После реконструкции на стадионе появились специальные места, предназначенные для людей с ограниченными возможностями. В помещениях под трибунами расположились раздевалки, конференц-залы, офисы, ФОК и многое другое.

 ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ ОБНОВЛЕННОГО "ДИНАМО"

21 июня 2018 года, ровно за год до начала II Европейских игр, в Минске состоялось торжественное открытие обновленного стадиона "Динамо".

За несколько минут до начала церемонии из динамиков зазвучал голос Леонида Бондаровича – человека, который долгие годы был бессменным диктором стадиона "Динамо".

На поле вышел Александр Лукашенко. Президент заявил, что счастлив снова находиться в этом легендарном для города месте и понимать, что сегодня еще живы многие звезды и поклонники арены. Отметил он и работу строителей, которые, по его словам, сумели сохранить историческую основу стадиона, использовав современные технологии.

После выступления Президент вручил символический ключ от стадиона белорусским спортсменам и запустил табло с обратным отсчетом до начала II Европейских игр, которые через год прошли в Минске с 21 по 30 июня 2019 года.

После приветственной речи и выступления белорусских артистов на сцену вышел президент Всемирной легкоатлетической ассоциации Себастьян Коу.

-Спорт лежит в сердце этого города, – сказал сэр Коу и добавил, что нет ничего лучше, чем рев болельщиков, который эхом прокатывается по всему городу. Себастьян Коу дал старт первой за долгие годы эстафеты на этом стадионе.

Мероприятие завершилось игрой сборной "Динамо" (Минск) и "Динамо" (Брест) против сборной клубов чемпионата Беларуси. Товарищеский матч закончился со счетом 4:3 в пользу сборной "Динамо".

ГОЛОС СТАДИОНА

С 1996 года и до самого закрытия в 2012-м объявления на стадионе неизменно делал диктор Леонид Георгиевич Бондарович. Его называли "голосом стадиона "Динамо". Он родился и вырос в доме по улице Кирова, как раз напротив центральной арки "Динамо". Измерял расстояние шагами – ровно 45, как и количество минут одного тайма. Его родители постоянно гуляли с ним в коляске рядом со стадионом, поэтому "Динамо" – его колыбель в буквальном смысле слова.

Диктором стал почти случайно: пришлось подменить заболевшего штатного, да так и закрепился.

 Леонид Георгиевич произнес первые слова на открытии стадиона. "Вы не представляете, какое это удовольствие и счастье – слышать свой голос над родным "Динамо". Тем более, когда аппаратура новенькая, звук объемный, чистый", – поделился своими впечатлениями Бондарович после церемонии открытия обновленной арены 21 июня 2018 года.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТ

ФУРАЖКА ЦАНАВЫ

История "Динамо" тесно связана с именем министра госбезопасности БССР Лаврентия Цанавы. Он лично контролировал послевоенное восстановление арены.

Одна из городских легенд гласит, что на здании КГБ специально для него была построена башенка, дабы Лаврентий Фомич мог оттуда в бинокль следить за перипетиями футбольных баталий. Красивая легенда, но не более. Вездесущие журналисты побывали в этой башенке (уже в наше время) и лично убедились, что игрового поля стадиона оттуда не видно.

Цанава любил футбол, был неистовым болельщиком и редко пропускал матчи. Он сидел в ложе для высокопоставленных гостей. Когда его подопечные забивали, вскакивал, аплодировал, даже запускал в небо фуражку. Она непременно возвращалась к нему со зрительских трибун. Да и рискнул бы кто-то не вернуть…

Цанава пожелал позаимствовать с тбилисского стадиона архитектурную идею главной ложи. Там во время важных матчей сидело руководство БССР, а на самом почетном месте – Лаврентий Фомич.

Как писал белорусский журналист Василий Сарычев, "после гола в ворота соперников болельщики центральной трибуны разворачивали головы назад, чтобы не пропустить ритуал: Лаврентий Фомич в ложе вскакивал и по-мальчишески запускал в воздух фуражку, которая неизменно к нему возвращалась (попробовал бы кто-нибудь ее прибрать). А поражения хозяин переносил тяжело, и тогда футболистам предстояло пережить маленькую бурю".

1940-1950-е

"Злая шутка"

Во время реконструкции 1946-1954 гг. для значительной экономии времени и средств была разработана новая планировка, согласно которой центральную трибуну разместили на естественном склоне, а спортивное поле – в низине. Однако то, что спортивная арена разместилась в низине, недалеко от русла Свислочи, сыграло однажды злую шутку.

На одном из матчей конца 1950-х годов прямо во время игры провалился кусок поля. Естественно, встреча была остановлена. На ремонт обвала было привезено несколько машин песка, посажен новый дерн.

В послевоенном Минске стадион с футболом был самым интересным местом.

"Все это был целый мир, особым каким–то образом переделанный для себя в фантазиях, наконец, просто придуманный. Наверное, тот мир тогда был необходим — ведь нужно же было что–то любить, чему–то отдавать безотчетные симпатии, привязанности. Вот тут, среди разрухи, скудости, убожества минских послевоенных лет, и бросилось в глаза все это необычное, цветное: футбол и стадионы, игроки местные и из чужих, неведомых краев, огромные скопления людей и конная милиция, гудящий Вавилон трибун", - вспоминает о том времени писатель Александр Станюта.

Входная арка "Динамо" знакома каждому жителю нашего города. Долгое время она являлась символом стадиона. Однако не все знают, что у нее есть двойник… в городе Днепродзержинске. Отличие – в скульптурах, которые украшают украинскую арку.

1950-1960-е

"Динамо" – площадка для прогулок и отдыха

В 1950-60-е годы стадион и прилегающие к нему улицы и скверы постепенно превратились в площадку для прогулок, веселья, беззаботности и отдыха. Местом сбора тогда была танцевальная веранда на стадионе. Днем там тренировались динамовские боксеры.

Зимой в те годы на "Динамо" заливались все пешеходные дорожки и площадка у главного входа. Для спортсменов готовились высококлассные беговые ледовые дорожки вокруг стадиона. Здесь под музыку и при вечернем освещении можно было весело провести время. Детвора и взрослые катались на самодельных полозьях, "снегурках", "канадах" и "хоккеях".

Марш М. Блантера

В конце 1950-х любому матчу отечественного чемпионата обязательно предшествовало исполнение футбольного марша М. Блантера. Несмотря на то, что марш этот был без слов, и исполняли его исключительно музыкальные инструменты, он всегда придавал некую особую торжественность началу любого матча чемпионата.

С просьбой о написании марша к Матвею Блантеру обратился комментатор Вадим Синявский. До этого советские футболисты выходили на поле стадиона без музыки, сопровождаемые лишь шумом трибун. Необходимо было добавить за счет музыки торжественности футбольному зрелищу. И великий композитор с удовольствием взялся за это непростое задание. Созданный в 1938 г. гениальным композитором марш на протяжении более чем 70 лет сопровождал начало любого матча отечественного чемпионата, и его исполнение было доброй традицией.

1960-1970-е

Аллеи вокруг сквера в 1960-70-е гг. украшали скульптуры на спортивные темы.

На стадионе, кроме спортивных, проводились и общественно-политические мероприятия.

Для учащихся близлежащих к стадиону школ на нем проводились уроки физкультуры.

23 июля 1973 года на минском стадионе "Динамо" состоялось торжественное открытие международного легкоатлетического матча между сборными командами СССР и США.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ 1980

Во время реконструкции "Динамо" к Олимпиаде-1980 оборудование и материалы поставляли более чем 250 городов Советского Союза. Многое приходилось добывать с боем. Руководители предприятий в первую очередь спешили доставить все необходимое для реконструкции стадионов в Москве и Ленинграде, отодвигая Минск на второй план.

Огонь зажег Медведь

20 июля 1980 года на стадионе состоялось грандиозное событие – зажжение олимпийского огня. Финальную часть ритуала исполнил выдающийся борец современности, трехкратный чемпион Олимпийских игр, семикратный чемпион мира, почетный гражданин города Минска Александр Васильевич Медведь.

"Конечно, я волновался. Когда на стадионе появляется спортсмен с огнем, все встают, приветствуют, к тебе приковано всеобщее внимание. Так что старался выполнить свою миссию с достоинством", – вспоминал потом Александр Васильевич.

Тот самый факел долгие годы хранился дома у Медведя, коллекционеры пытались выкупить раритет, но Александр Васильевич передал его музею Национального олимпийского комитета Беларуси.

Монументальная композиция «Бег»

Преодолевающие входную арку, словно барьер, спортсмены появились на "Динамо" перед Олимпиадой 1980 года. Ее автор – Валентин Занкович.

Арку со стороны Ульяновской изначально хотели украсить орнаментом, однако у Валентина Павловича возник более интересный и масштабный план:

–Если на стадионе велись масштабные работы, то и к украшению арки нужно подходить масштабно. Крутились мысли, что над арками принято ставить какую-нибудь колесницу, но в итоге я понял, что нужно делать скульптуру спортсменов-бегунов. Причем не просто бегунов, а прыгающих через препятствие, которым и являлась арка. Сама архитектура мне подсказала это решение. За пару дней я сделал макет и пригласил отвечавшего за реконструкцию "Динамо" архитектора Сергея Ботковского. Он пришел в мастерскую, увидел проект и сказал: "Слушай, ну ты гений! Эту арку вообще хотели снести, а ты на нее еще и скульптуру поставил! " Он так разволновался, что сразу позвонил главному архитектору города Юрию Григорьеву. Тот сразу же приехал и сообщил: "Годится".

Договориться с утверждавшим любые архитектурные элементы худсоветом оказалось сложнее. В промежуточных концепциях по арке на "Динамо" скакали куницы и белки, появлялись корабли и самолеты, но в итоге бегунов отвоевали. Позировал для фото, с которого в итоге изготавливалась скульптура, сам автор. Материалом была выбрана медь. Ковали бегунов на полигоне скульптурного цеха возле современного музея Заира Азгура.

КОНЕЦ 1980-х-1990-е

Стадион – большой вещевой рынок, а также концертная площадка

Разительные изменения произошли с "Динамо" в конце 1980-х. Спортивная арена все чаще стала выполнять функции концертной площадки. На ней выступали группы "Ласковый май", "Кино", "ДДТ", другие известные музыканты.

В августе 1989 г. Алла Пугачева дала на "Динамо" восемь сольных концертов. Послушать ее в общей сложности пришли 400 тыс. зрителей. На каждом выступлении был аншлаг.

А в 1990-е годы стадион снискал славу главного вещевого рынка столицы. Там можно было купить практически все, начиная от дорогой электроники, натуральных шуб и заканчивая ширпотребом. Одно время за вход на рынок даже взимали плату. Это никого не останавливало. Ведь именно на "Динамо" торговали в том числе и настоящими брендовыми вещами.

РЕКОНСТРУКЦИЯ 2012-2018

Во время этой реконструкции на территории стадиона обнаружили 76-миллиметровый артиллерийский снаряд со взрывателем времен войны. Никто не пострадал. Снаряд изъяли и взорвали на полигоне.

Новый облик арены

Очередную масштабную реконструкцию стадиона выполнил минский "Стройтрест №1". Проектное решение принадлежит специалистам предприятия "Минскпроект".

Самая большая сложность заключалась в сохранении облика арены. Проще было бы снести старые конструкции и возвести на их месте новый ультрасовременный объект, но "Динамо" – это часть истории города, страны, ее людей, это нечто большее, чем просто кирпич, металл и стекло.

На стадионе уложена самая современная легкоатлетическая дорожка итальянской компании "Mondo". Поле покрыто натуральным газоном и позволяет проводить на стадионе футбольные матчи. На обновленном "Динамо" предусмотрены секторы для прыжков в длину, в высоту, с шестом, а также для тройного прыжка, толкания ядра, метания копья, диска и молота.

 

https://stadium-dinamo.by/